О том, что остается за кадром далеко не массовой профессии, мы говорим с Валентином Давыдовичем КРАВЦОВЫМ.
Концерты Гомельского городского симфонического оркестра, которым он руководит 19 лет, проходят с неизменным успехом. Впрочем, есть еще одна немаловажная деталь: маэстро Кравцов уникален в своем роде — он единственный гомельчанин, у которого имеется диплом дирижера симфонического оркестра.
Оставим извечные споры по поводу того, какой труд тяжелее — умственный или физический. Это тема для отдельного исследования. Как говорится, хорошо там, где нас нет. Что же касается профессии дирижера, то уж ему как разтаки приходится работать не только мозгами. Вот и на репетиции оркестра маэстро Кравцов сделал небольшую паузу для музыкантов, а сам вышел на несколько минут, чтобы переодеть другую рубашку. Попробуйтека в течение полуторадвух часов беспрерывно позаниматься интенсивной зарядкой, задействуя при этом плечевой пояс, руки и весь корпус, — и вопросы по поводу физических нагрузок отпадут сами собой.
Кстати, на репетицию городского симфонического оркестра мы с фотокором напросились не только для того, чтобы получше узнать внутреннюю кухню музыкантов, — очень уж хотелось увидеть лицо дирижера во время работы. Ведь на концертах он всегда стоит спиной к публике.
Оказывается, мимика дирижера так же разнообразна, как и его жестикуляция. На лице маэстро можно прочесть всю гамму чувств. А грациозная легкость в движениях, которую мы лицезреем на концертах, — результат продолжительных репетиций, и демонстрировать ее публике могут только настоящие профессионалы.
Пожалуй, эту профессию можно смело сравнивать с профессией режиссера, и тот, и другой уже на начальном этапе видят конечный результат своей работы и делают все возможное, чтобы его получить. Дирижер Кравцов влюблен в свое дело. Это видно сразу — у него глаза счастливого человека. Во время нашего разговора Валентин Давыдович показывал партитуры произведений. Чтение нотных знаков для него так же увлекательно, как для многих из нас чтение самых захватывающих романов. И если раньше маэстро Кравцову нужно было сначала наиграть партии на рояле, чтобы их почувствовать, то с годами этого уже не требуется — изучая произведение по нотам, он мысленно слышит звучание каждой партии в отдельности и произведение в целом.
Когда наблюдала за рабочим процессом Валентина Давыдовича, до меня вдруг дошло, почему женщинасимфонист за дирижерским пультом — большая редкость. Работа эта требует полной отдачи, духовных и физических сил, огромного терпения и умения ладить с музыкантами. К тому же, чтобы дирижировать симфоническим оркестром, нужно долго учиться — не любая женщина может позволить себе 10летнее пребывание в студентах (два консерваторских диплома — непременное условие для работы с симфоническим оркестром — прим. автора). Хотя вопрос этот, наверное, спорный. Както в своем интервью знаменитая женщинадирижер Вероника Дударова сказала: “Это профессия не мужская и не женская, это профессия характера”.
Валентин Кравцов первый раз окончил консерваторию по классу трубы, а второй — по классу оперносимфонического дирижирования. Ну вот и прояснился еще один момент: теперь понятно, почему на концертах классической музыки 40летних дирижеров представляют, добавляя эпитет “молодой”. Принято считать, что дирижер — поздняя профессия, нужно сначала поднабраться музыкантского и человеческого опыта и только потом становиться за дирижерский пульт.
— У простого обывателя образ дирижера ассоциируется с рафинированным интеллигентом, который не приспособлен к жизни. Какието увлечения помимо музыки у вас есть?
— Разумеется! Рыбалка, подводная охота, дача — все это было в моей жизни. Уже будучи преподавателем музучилища имени Соколовского приобрел “Яву”. Мой друг, композитор Григорьев, тоже гонял на мотоцикле. После того как он разбился насмерть, я расстался с мотоциклом. К тому же голова стала забиваться мыслями о запчастях, бензине, а это здорово мешало работе. С тех пор никогда не думал о том, чтобы снова сесть за руль. Долгое время меня вполне устраивал велосипед как средство передвижения.
— Музыка для вас прежде всего работа. Слушаете чтото для души?
— Музыка звучит в голове всегда. С первого мгновения, как только просыпаюсь. Избавиться от нее невыносимо трудно. Другой раз нужно спеть Гимн Советского Союза или “Интернационал”, чтобы она перестала звучать. Думаю, это естественное состояние любого дирижера. Както по телевидению выступал белорусский дирижер Александр Анисимов. Он рассказывал, как в молодости врачи поинтересовались его здоровьем на комиссии призывников. “Да все хорошо, — ответил он. — Только вот у меня в голове все время музыка звучит…”
Для души могу изредка послушать настоящий старый джаз, который люблю со времен своей молодости.
— Дирижеру нужно обладать хорошей памятью?
— Желательно. Музыкант должен выучить только свою партию, а дирижер должен знать идеально каждую, чтобы в нужный момент подсказать, поправить, если звучит не та нота.
— Бывало так, что дата концерта уже назначена, афиши в городе развешаны, а у вас — температура высокая или самочувствие такое, что нельзя вставать с постели? Что делать в таких случаях, не отменять же концерт?
— При любых болезнях можно выйти и дирижировать. Кроме одной — радикулита. У меня был случай, но не с этим симфоническим оркестром. Так прихватило спину, что не мог согнутьсяразогнуться. Пришлось вызвать врача, мне сделали несколько уколов, и я отправился дирижировать.
— То есть даже не рассматривали альтернативный вариант — остаться дома?
— Если до концерта остается какихто пару дней, вызвать дирижера из Минска весьма проблематично. Это не такое простое дело, он должен провести минимум три репетиции. Но в принципе замену найти можно: профессиональные дирижеры знают весь репертуар.
— Чья оценка уровня исполнения для вас важна?
— В идеале хотелось бы знать мнение хорошего музыкального критика. Мы давали концерты в Германии, и уже на следующий день в газетах появились рецензии на выступление нашего оркестра. У нас практически отсутствует музыкальная критика. И если в Минске профессионалов этого дела не много, но они все же есть, то в Гомеле их, к сожалению, нет вообще. Музыкальный критик — это человек, который знает музыку от и до: либо композитор, либо музыкант, либо музыкальный теоретик. Если вспомнить прошлые времена, то был широко известен Иван Солертинский, человек с феноменальными познаниями в мире музыки. Его рецензии принимались безоговорочно известными музыкантами и дирижерами.
Лично у меня остается неприятный осадок после прочтения статей, в которых выдающихся музыкантов нашей страны критикуют журналисты, которые мало в этом деле смыслят.
— Вы не жалеете, что ваша музыкальная карьера состоялась в Гомеле?
— Не жалею. После окончания консерватории у меня была возможность остаться работать в Минске — дирижером театра оперетты. Была возможность работать по контракту в Германии и Польше. Приглашали даже в Эквадор, но решение нужно было принять за одну ночь (какойто московский дирижер не смог туда поехать, и срочно искали замену). Я вынужден был отказаться. А потом через неделю смотрю телевизор — в столице Эквадора чудовищное землетрясение.
— Чтобы привлечь молодежь на концерты классической музыки, в Израиле решились на эксперимент: разрешили приходить в джинсах, с чипсами и прохладительными напитками. Вы бы пошли на такое?
— Устроители концертов во всем мире идут на всевозможные новшества для популяризации классической музыки и расширения аудитории слушателей. Искать новые формы, конечно, надо. Но для того чтобы шелестеть пакетиками изпод чипсов, нужен зал с отличнейшей акустикой. Да и, к счастью, у нас есть постоянные слушатели, которые на протяжении многих лет с удовольствием приходят на наши концерты.
— Симфоническая музыка — дело серьезное. А забавные моменты в вашей работе бывают?
— Разумеется. Например, был случай, когда мне после концерта вручили не цветы, как это обычно бывает, а набор дачных овощей и фруктов, в том числе и огромную тыкву…
— Во время концерта вы можете мысленно отвлечься хотя бы на минуту?
— Это нереально! Представьте себе быструю езду на автомобиле по серпантину. Отвлекся, какоето неточное движение и — финал известен: не справился с управлением…